История

Присматривающие

В среде южноевропейских ведьм их называли grigori, причем особенно это было распространено у итальянских ведьм, известных как звездные ведьмы. Эти ведьмы сохранили знание древнейших звездных таинств, и только благодаря этому знанию мы можем теперь разобраться в том, кто же такие присматривающие и какой высокий смысл заложен в самой этой идее. В Италии всегда бережно относились к древним звездным секретам.

В итальянских колдовских преданиях о присматривающих говорится так:

“...А затем Диана пошла к отцам начала всех начал, к матерям, к духам, которые были задолго до первого духа...”

Те духи — это grigori, также известные как старые. Присматривающие — это древнейшая раса, которая развилась до такой степени, что утратила всякую необходимость в физическом теле. В волшебных поучениях говорится, что давным-давно они жили на Земле. Возможно, они как раз и являются главными героями легенд про Атлантиду и Лемурию. В других легендах говорится, что присматривающие пришли со звезд. Допускается даже, что они были выходцами из Египта. Одной из многих фраз-паролей, позволяющих получить допуск в храм, была такая: “Хотя сам я — сын Земли, но народ мой пришел со звезд”. В месопотамском древнем звездном культе выделяли четыре “королевские” звезды, которые так и назывались “присматривающими” или “наблюдающими”.

Каждая из этих звезд “управляла” одной из четырех сторон света. Соответствующая астрологическая система появилась примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Звезда Альдебаран, отмечающая весеннее равноденствие, считалась наблюдающей за востоком. Регул, отмечавший летнее солнцестояние, был наблюдающим юга. Антарес, соответствовавший осеннему равноденствию, считался наблюдающим за западом. А звезда Фомальгаут, обозначающая зимнее солнцестояние, наблюдала за севером. Башни, строящиеся для целей богослужения, несли на себе символы присматривающих. Это способствовало пробуждению мистических сил во время службы. Говорят, что башни достигали в высоту 85 метров и назывались зиккураты, то есть “космические горы”. Эти башни обычно строились с семью уступами, представлявшими семь известных в то время планет. Кроме того, они использовались как первые обсерватории. Символы присматривающих во время “обряда вызывания” чертились в воздухе с помощью светильников или ритуальных жезлов. При этом выкликались секретные имена присматривающих.

В звездных мифах присматривающие были богами, охранявшими небеса и Землю. С расцветом лунных и солнечных культов, затмивших звездные культы, место присматривающих в мифологии сильно изменилось, а их значение уменьшилось. У греков они стали богами четырех ветров, а у первых христиан — чем-то вроде духов воздуха. Теперь их звездное происхождение лишь смутно прослеживается в концепции о небесных ангелах.

В древнееврейской каббалистике существовал некий иерархический порядок, в котором располагались ангелы, также называемые смотрящими. В соответствии с этим порядком, всеми наблюдающими руководили четверо великих присматривающих, именуемые Михаэль, Габриэль, Рафаэль и Ариэль. Без всякого сомнения, эта концепция была целиком заимствована у соседей, культуры которых находились под сильным влиянием звездных и лунных культов. В древние времена религия древних евреев вобрала в себя много верований других народов.

В большинстве викканских верований считается, что присматривающие являются стражами плоскостей, защитниками ритуального круга и свидетелями во время ритуалов, совершающихся из века в век. Каждый из них присматривает за “сторожевой башней”, то есть за астральным входом в каждую из четвертей ритуального круга. Кстати, в старые времена “башней” (tower) назывался отряд, то есть структурная войсковая единица, а название “сторожевая башня” (watchtower) относилось к отрядам территориальной самообороны.

Изначально присматривающие считались “младшими богами”, проглядывающими за землей и небом. Итальянские ведьмы считали их стражами у четырех входов в мифологическое королевство Астерис, обиталище богов. В современной викке о них часто говорят, как об управителях королевств стихий и называют хозяевами башен. Приверженцы старых традиций в викке считают, что присматривающие — это древние боги, известные как старые, которые охраняют главные входы в иной мир.

Если не привязываться к викканской мифологии, то больше всего присматривающим соответствует концепция “ангелов-хранителей”. В Старом Завете (Даниил, 4:13 — 17) упоминаются бодрствующие. В древнееврейских учениях о присматривающих говорится как о падших ангелах, очень давно посланных на землю учить людей закону и правосудию. В тайной “Книге Еноха” присматривающие упоминаются как мятежные ангелы, последовавшие в небесной войне за силами тьмы.

В “Энциклопедии Ангелов” о них говорится, как о падших ангелах, посланных на Землю для того, чтобы научить людей различным древним знаниям и искусствам. Ниже приводится таблица, составленная при помощи нескольких известных средневековых магических трактатов.

Аракиель — обучал искусству толкования и пониманию предзнаменований;

Армарос — обучал чародейству и снятию чар;

Азазель — учил людей искусству косметики;

Баркель — учил основам астрологии;

Езекиель —передавал знания об облаках и способах наблюдения за ними;

Габриэль — обучал изготовлению оружия войны;

Кокабель — учил людей звездным таинствам;

Пенемюе — учил грамоте и письму;

Сариэль — даровал людям знания о Луне;

Семиаз — учил знанию магических свойств трав;

Шамшиэль — обучал пониманию небесных предзнаменований и солнечных знаков.

Это те ангелы, о которых книга Бытие говорит, как о сыновьях бога, грехи которых наполнили Землю насилием, и весь мир был разрушен в результате их вторжения. Это библейская точка зрения, имеющая мало общего с викканскими верованиями. Ричард Кавендиш в своей книге “Силы зла” размышляет о том, не были ли гиганты, упомянутые в книге Бытие, теми самыми титанами и гигантами греческой мифологии. Он также пишет о присматривающих, как о падших ангелах, которых волшебники могут вызывать во время своих колдовских действий.

Не все, о чем писал Кавендиш, отличалось большой аккуратностью, но тем не менее некоторые его наблюдения и замечания интересны. Так, он считает, что название “присматривающие” они получили потому, что воспринимались людьми как звезды, то есть “глаза ночи”.

В большинстве своем современные виккане считают присматривающих управителями стихий, “хозяевами” четырех основных элементов созидания: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Считается, что внутри каждой из стихий, или же элемента, активно действуют некие духи, называемые элементалами. Духи Земли — гномы, духи Воздуха - сильфы, Огня — саламандры и Воды — ундины.

Однако у каждой из рас этих духов есть свой верховный правитель. У духов Земли — Гоб, у духов Воздуха — Паральда, у духов Огня — Джинн и у духов Воды — Некса.

В викканских волшебных поучениях говорится о двух различных типах ворот в ритуальном круге — это ворота под сторожевыми башнями и ворота стихий. На рисунке, поясняющем эту мысль, мы видим круг, вложенный в больший круг.

Замкнутый коридор, находящийся между кругами, называется миром между мирами. Из метафизических рассуждений понятно, что такой коридор просто обязан существовать для того, чтобы миры могли свободно обмениваться потоками магической энергии. Теперь становится понятна роль ворот стихий в этом энергетическом обмене: именно сквозь них становится доступной плоскость сил (или плоскость стихий), существующая между физическим и астральным измерениями.

Сразу по другую сторону коридора от ворот стихий находятся ворота сторожевых башен. Если правители стихий сторожат проходы из этого мира в плоскость сил, то присматривающие охраняют непосредственно места доступа к астральной плоскости. Кстати, именно на обращении к этим точкам соприкосновения плоскостей и основано большинство магических действий. Это может быть низкая магия (более упрощенная, использующая ворота стихий) или высокая магия (использующая доступ в астральную плоскость). Разница между ними понятна из разницы между шаманизмом и церемониальной магией.

Я рассказываю все это для того, чтобы показать, как одна и та же идея может быть по-разному понята последователями различных направлений викканской веры. В современных верованиях существует большая путаница относительно присматривающих. Некоторые говорят о них, как о правителях стихий, другие — как о полубогах, третьи - как о стражах, иные — как о духовных учителях или даже как о планетарном разуме. На самом деле, все это отражает какие-то отдельные стороны их деятельности. Иногда присматривающих отождествляют с ангелами, и такое сравнение лишь окончательно затуманивает и искажает всю картину.

Для того чтобы понять суть присматривающих, мы лишь должны обратиться к их роли в викканской религии. Наша встреча с этими существами происходит в тот момент, когда мы организуем круг для ритального служения. Мы призываем присматривающих охранять этот круг и присутствовать при ритуале. Зачем нужно охранять ритуальный круг, в пояснениях не нуждается. А вот для чего требуется их присутствие при ритуальных действиях?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте вспомним о связи, существующей между присматривающими и викканином. В тот момент, когда новичок впервые участвует в обряде посвящения, он лежит простертым перед четвертями круга, в которые были призваны присматривающие. Затем посвящаемый бывает представлен присматривающим, и при этом произносится его заветное колдовское имя. Это есть первый и обязательный шаг на пути вхождения новичка в колдовское сообщество. Начиная с этого момента за ним будут приглядывать и помогать ему. Установившаяся связь будет служить в дальнейшем для охраны и для безопасности викканина, так как отныне за каждым выполняемым им магическим действием будут наблюдать присматривающие.

Присматривающие, охраняя проходы в астральные измерения, могут позволить совершаемым магическим действиям найти свое воплощение в астральной субстанции или же, наоборот, не дать им ходу. Вот поэтому были выработаны определенные жесты и символы, такие как пентаграммы, чтобы заранее известить о начале работы опытного мага (то есть мага, присягнувшего о том, что он не будет злоупотреблять своим искусством). В этом и состоит связь между викканином, обладающим волшебной силой, и присматривающими, благодаря поддержке которых эта сила и появляется.

Виккане полагают, что именно присматривающие и способствуют их духовному росту, и именно они и “сопровождают” в последующие миры после физической смерти. От присматривающих ничто не может быть утаено, вот поэтому иному викканину и случится узнать их как “ужасающих владык абсолютной пустоты”, а иному — как “могущественных стражей”. Только не надо думать, что если кто-то был “плохим”, то его обязательно “там прижмут”. Нет, просто присматривающие являются гарантами того, что соответствующие предписания кармы будут точно исполнены!

Как уже упоминалось вначале, ранее считалось, что присматривающие связаны с определенными звездами, отмечающими равноденствия и солнцестояния, то есть поворотные точки года. В более широком смысле, они присматривают и за сменой сезонов на небесах. Важно помнить, что присматривающие - это звездные существа, а не лунные. Их связь с лунными культами существует больше в общественном сознании, чем на самом деле. Просто ночью на небе есть и звезды и Луна, и они делят между собой свою власть над небом. Солнце же большую часть времени проводит на небе в одиночестве.

Кроме того, звездные и лунные культы много старше солнечных, которые много переняли из более древних учений. Старинные легенды утверждают, что присматривающие были когда-то телесными существами, но постепенно развивались, утрачивая нужду в бренной оболочке. Все это происходило задолго до появления на Земле людей. Они стали существами света; в этом названии уже проводится некая параллель между ними и ангелами. Однако связь их со звездами существовала уже тогда, когда они носили телесную оболочку. Не зря старые предания утверждали, что присматривающие пришли с далеких звезд. В ранних звездных культах считалось, что присматривающие и есть сами звезды, спустившиеся на Землю.

От поклонения им вначале как полубогам люди постепенно пришли к пониманию того, что они есть духовная раса, присматривающая за мирами.

Сегодня мы чтим их как тех, кто сторожит входы и выходы в точках соприкосновения иных миров с нашим привычным миром. И мы поклоняемся им, так же как хранителям искусств и как владеющим древней мудростью.

Библиотекa

Главная

(c)silvara_s@mail.ru

Hosted by uCoz